О проведении
психолого-медико-педагогического обследования
(Информация для родителей)
Целью диагностической деятельности государственного ЦКРОиР является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.
В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень тяжести физического и (или) психического нарушения у ребенка в соответствии с психолого-педагогической классификацией путем:
изучения характера протекания психических процессов и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка;
выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении, определяются их причины;
определения соответствия (или несоответствия) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно-нормативному развитию;
оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;
определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив для интеграции ребенка в общество.
Нормативно-правовая и законодательная база Республики Беларусь
по вопросам организации психолого-медико-педагогических комиссий
П.2 Статья 270 Кодекса Республики Беларусь об образовании: «…В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития».
«…Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя. По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования».
«…Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя».
«…Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами психолого-медико-педагогической комиссии».
Перечень необходимых документов для проведения
психолого-медико-педагогического обследования
(согласно ст.270, п.2 Кодекса Республики Беларусь «Об образовании»; гл.4, п.20 Положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации; постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 №128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования»):
- Медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета).
- Выписка из медицинских документов.
- Педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением, в котором обучается или воспитывается ребенок.
- Результаты продуктивной деятельности ребенка:
- рисунки, аппликации и др. (для дошкольника);
- тетради по русскому языку, математике и др. (для школьника).
- Заключение ВКК (обязательно для детей, которые обучаются на дому по специальной программе. В день обследования родители должны предоставить в ПМПК новое заключение ВКК о том, что ребенку показано обучение на дому с указанием периода).
Психолого-медико-педагогическое обследование проводится:
при переходе ребёнка с особенностями психофизического развития из дошкольного учреждения в учреждение общего среднего образования (среднюю школу);
при переходе ребёнка с особенностями психофизического развития из начального в среднее звено учреждения общего среднего образования.
при окончании ребёнком с особенностями психофизического развития базовой или средней школы;
если ребенок испытывает трудности в усвоении программного материала дошкольного или среднего образования;
при принятии решения о переводе ребенка на другую учебную программу;
когда подошел срок переобследования (указан в заключении ЦКРОиР);
по запросу законных представителей, если они хотят знать актуальный уровень развития ребенка.
Рекомендации родителям
Приходите на комиссию вовремя с полным пакетом документов - это сэкономит Ваше время.
Будьте терпеливы, если обследование предыдущего ребёнка задерживается - каждый случай индивидуален.
Очень важен положительный эмоциональный фон ребёнка - это позволит быстрее установить с ним контакт.
По возможности чётко формулируйте цель вашего визита к нам.
Не вмешивайтесь в процесс обследования - этим Вы мешаете своему ребёнку сосредоточиться на выполнении задания, а специалист не сможет адекватно оценить уровень его умений и навыков.
Все интересующие Вас вопросы Вы сможете задать по завершении обследования. У Вас должно сложиться чёткое представление о Ваших дальнейших действиях.